Культура

Лев Толстой как герой поп-культуры

Compressed file

Грешник, гимнаст, пижон и друг Индианы Джонса: портал Arzamas выбрал самые интересные образы русского писателя.

В изобразительном искусстве

Толстой — грешник

На фреске со сценой Страшного суда из храма в селе Тазово Толстой горит в геенне огненной. Антиклерикальные настроения писа­теля, впоследствии приведшие к его отпадению от церкви, широко обсуждались общественностью. Критика церкви как института и неприятие церковных догматов не могли не сказаться на негативном отношении к Толстому в среде верующих. Фреска была написана с согласия прихожан.

Compressed file
Лев Толстой в аду. Фрагмент фрески из храма иконы Божией Матери «Знамение».
Из собрания Государственного музея истории религии

Толстой в одной рубахе

Многие остались возмущены изображением Тол­сто­го в одной рубахе. Сам художник утверждал, что уважает Толстого как писа­теля, но находит сомни­тельным его проповедничество. Рядом со Львом Николаевичем художник изобразил Илью Репина (фигура в голубой рубахе) и объяснил его присутствие тем, что Репин посвятил Толстому некоторое количество полотен (в том числе знаменитое изображение босого писателя), тем самым способствовав созданию культа Толстого.

Compressed file
Наркиз Бунин. Рыбная ловля. 1903 год

Толстой — гимнаст

Здесь обыгрывается известный факт из биографии Толстого — занятия на тур­нике во дворе его яснополянского дома. В дневниках писателя постоянно встречаются упоминания о занятиях гимнастикой, которая, по его мнению, важна так же, как умственный труд, и «необходима для развития всех спо­собностей».

Compressed file
Василий Шульженко. Лев Толстой на турнике. Вторая половина XX века

Толстой — друг башкир

Толстой многократно бывал в Башкирии и называл ее «одним из самых… благодатнейших краев России». В тяжелые 1873–1874 годы   он не только сам оказывал материальную помощь голодающему башкирскому населению, но и подробно описал происходящее в «Письме к издателям (О самарском голоде)», что способствовало активному сбору средств на нужды голодающих.

Compressed file
Амир Арсланов. Лев Толстой в степях Башкирии. 1978 год
Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова

Толстой — совесть нации

Задачей Ильи Глазунова было запечатлеть всю историю России в одной картине, а также показать ее место в общем ходе истории. Лев Толстой здесь (в правом нижнем углу) — один из тех, кто имел колоссальное влияние на современников и последователей. На груди у него висит табличка «Непротивление», которая воспроизводит один из главных принципов его религиозно-этического учения — непротивление злу насилием. Поднятый высоко вверх указательный палец намекает на справедливость этого принципа в условиях исторического процесса XIX–XX веков, а также напоминает об исключительной роли Толстого в сохранении и пропаганде религиозно-этических ценностей.

Compressed file
Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988 год
Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова

Толстой — патриот

На картине изображен Толстой, работающий над статьей «Не могу молчать» (1908). Он не обращает внимания на окружающих его призраков (те бедствия, которые терзают его родину), потому что видит свою миссию не в том, чтобы отгонять призраков от себя, но в том, чтобы избавить от них Россию и установить мир, основанный на добре и любви.

 

Compressed file
Открытка с репродукцией картины Яна Стыки «Толстой за работой в саду, окруженный призраками тех бедствий, которые терзают его родину». 1909 год

Толстой — христианин

Картина, известная также под названием «Отлученный», изображает Толстого не как «нового лжеучителя», который «дерзко восстал на Господа и на Христа Его» , а как христианина, склонившего голову перед Господом в знак смире­ния:

«Бога же — духа, бога — любовь, единого бога — начало всего, не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли бога, выраженной в христианском учении».

Лев Толстой. Из «Ответа на опреде­ление Синода от 20–22 февраля и на по­лу­ченные мною по этому случаю пись­ма». 4 апреля 1901 года

 

Compressed file
Ян Стыка. Лев Толстой, обнимающий Христа. 1910 год

Толстой — бог

Карикатура отсылает к скульптуре бога Нила, которая находится в Музее Ватикана, — персонифицированному образу египетской реки. Нил изображен лежащим в окружении 16 мальчиков, которые олицетворяют 16 локтей — уровень подъема реки при разливе, а также детей Нила, то есть самих египтян, боготворящих реку. На карикатуре громада Толстого контра­стирует с мелкими фигурками писателей, очевидно свидетельствуя о его литературном превос­ходстве. Влияние Тол­стого — писателя, публициста и философа — на совре­менников было столь огромным, что почти не находилось людей, которые были бы в состоянии оспорить его авторитет.

 

Compressed file
Великан и пигмеи. Лев Толстой и современные писатели. Карикатура неизвестного художника из коллекции Федора Фидлера
Из книги «Граф Лев Толстой. Великий писатель земли Русской в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, карикатурах и т. д.». Санкт-Петербург, 1903 год

Толстой — состарившийся пижон

В том возрасте, в котором Толстой изображен на карикатуре, современники привыкли видеть его в крестьянском облачении, — здесь же писатель одет во фрак и модные клетчатые панталоны и держит в руке цилиндр. Однако Толстой, ориентируясь на образ жизни русского мужика, продолжал быть дворянином, а значит, по мнению автора, и «рабочий костюм» его должен быть соответствующим, дворянским.

 

Compressed file
Рабочий костюм для русского мужика
Карикатура из журнала LIFE. Из коллекции Л. М. Вольфа Из книги «Граф Лев Толстой. Великий писатель земли Русской в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, карикатурах и т. д.». Санкт-Петербург, 1903 год

Толстой — идеолог

Художник Кулик признается, что твор­чество Толстого всегда восхищало его. Он решил использовать образ писателя для рассказа о культурном наследии человечества, сочетающем в себе «вы­со­кое» и «низкое». Поскольку Тол­стой ставил естественное выше куль­турного, то место «высокого» отведено природ­ным существам — курам. Куль­тура же (в лице писателя Толстого) поме­щена уровнем ниже. Работа Кулика — это не попытка высмеять образ Толстого, а скорее желание пока­зать, как идео­ло­гия писателя воспри­ни­мается те­перь. По мнению худож­ника, главная мета­фо­ра идеологии Толстого в совре­менном представлении — это его уход. Она разно­сится в среде морализатор­ской литера­туры так же быстро, как происходят все процессы в жизни куриного сообщества. Образ Толстого, а точнее его филосо­фия, фигу­рирует в инсталляции как способ критики автором современного подхода к культур­ным процессам.

Compressed file
Толстой и куры. Инсталляция Олега Кулика. 1997–2004 годы
Олег Кулик / Мультимедиа-арт-музей

В театре

Толстой — закадровый персонаж

Толстой так и не появляется на сцене, присутствуя только за кадром. Главная роль отдана Софье Андреевне, которая участвует одновременно в двух исто­риях: одна основана на семейной драме писателя, другая — на его произ­ведениях.

Compressed file
Сцена из спектакля «Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичюса, режиссер Миндаугас Карбаускис. 2016 год
Московский академический театр им. В. Маяковского

Толстой — наставник и друг Индианы Джонса

Сбежавший от семьи герой встречает ушедшего из дома Толстого. Писатель и мальчик поначалу не могут найти общего языка, однако потом герои путе­шествуют вместе, попадают в разные истории и в итоге решают вернуться домой. Толстой здесь — наставник Индианы, он делится с ним своей мудро­стью и при расставании дарит Библию (точнее, обменивает ее на бейсбольные карточки Индианы).

Подробнее

Compressed file
Кадр из телефильма «Молодой Индиана Джонс. Путешествие с отцом». Режиссеры Дипа Мехта и Майкл Шульц. 1996 год