Культура

Тайна старой картины. "Неравный брак" Пукирева

Compressed file

Подавляющее большинство браков в XIX веке заключалось из материальной выгоды. И в середине века остро встал вопрос положения девушек-бесприданниц, которых против их воли выдавали замуж за мужчин состоятельных, но вместе с тем старых. В живописи мотив неравного брака пришел из литературы, а в литературу - из жизни. В живописи первым дерзнул поднять эту тему Василий Пу́кирев.

Compressed file
Автопортрет Василия Владимировича Пукирева

Интересные и загадочные детали картины, до сих пор не имеющие точной трактовки

С первым планом картины все предельно ясно: юная, как цветок, девушка с глубоко печальным и обреченным взором; дряхлый старик с звездой и орденом на груди, полный важности и строгости; священник, склонившийся в льстивом поклоне, который вот-вот отдаст молодую невесту в руки старого богатого жениха.

 

Compressed file
Василий Пукирев Неравный брак. 1862. Третьяковская галерея

Дальний же план до сих пор вызывает вопросы. Взгляните на пространство слева от жениха. Сразу же бросается в глаза зловещие старухи со странными их возраста украшениями. Это такие же венчальные украшения, как и у юной невесты, только менее богатые? Как это понимать?

Искусствовед Людмила Полозова выдвинула теорию, что эти старухи - бывшие жены жениха. Вот только непонятно, "в отставке" они или спроважены в мир иной? Скорее всего, второй вариант, а иначе что им делать на свадьбе. И в случае второго варианта, выходит, что это призраки. В принципе, на это похоже, потому что живописец только их изобразил такими тусклыми и даже полупрозрачными.

Compressed file

Теперь взгляните на человека за невестой, который смотрит прямо на нас, зрителей. Его взор очень неоднозначный. Вроде бы ощущение, что он сочувствует молодой невесте, но в то же время взгляд какой-то недобрый. Тем не менее есть версия, что образ списан с товарища художника по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества - Петра Шмелькова. В принципе, похож, посмотрите сами.

Compressed file
Compressed file

Обратите внимание на еще одного человека за невестой - статного молодого человека, который скрестил руки. Он смотрит на жениха так, словно сверлит его взглядом. Примечательно, что в нем узнается сам художник. Выходит, история автобиографическая? А если еще знать, что эту картину он написал очень быстро, а затем спешно уехал за границу, не посетив Осеннюю выставку в 1863 году в Академии художеств, где выставлялась эта картина и будоражила зрителей.

Compressed file

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне. 

Compressed file